Зайцев Александр

Книгу прочитал с большим интересом, особенно были интересны этапы истории зарождения нашего института.
Я, как и многие другие, поступал через приемные комиссии при аэропортах. Медицинскую комиссию я проходил в аэропорту города Фрунзе Киргизской ССР в июне 1967 года. Там же и принимали необходимые документы: заявление, аттестат зрелости об окончании 10 класса. После прохождения медицинской комиссии, нас 15 человек направили в город Алма-Ата Казахской ССР, где размещалась приемная комиссия. Там и сдавали вступительные экзамены по следующим дисциплинам: математика (письменно и устно), физика (устно), химия (устно), русский и литература (сочинение). Конкурс на место был довольно высокий, т.е. проходная оценка — это 13 баллов (т.е. получение 3 было не допустимым). В период сдачи экзаменов мы жили в спортивном зале школы, где и работала приемная комиссия. Из Киргизии поступили Зайцев А.Н., Последов В.Н., Лихачев А., Полубояров Ю., Крылов М. — на механический факультет и 3 чел на радиотехнический факультет. В сентябре мы поехали в город Рига, в институт. По приезду в институт все мы получили приказ о распределении студентов по группам. Всего на МФ нашего курса 1967 г. было сформировано 9 групп (в среднем по 30 чел. в каждой группе). Фрунзенцев раскидали по разным группам. В 9 группу попали «старики», т.е. те, кто прошел службу в армии, кто уже окончил училище или техникум. Распределили нас и по общежитиям. Студентов нашего 3 потока поселили в общежитие на улице Ломоносова 9. На 4 этаже жили студенты 7, 8, 9 групп. Жили в основном по 4 человека в комнате (в комнате было 4 койки, стол и 4 табуретки). Вместе со мной в комнате жили Белоусов В., Карась В., Петухов Л.

В начале сентября наша 7 группа ездила на уборку картошки в Мадонский район. В те времена было так заведено, что все студенты помогали сельским предприятиям по уборке осеннего урожая.

Для нашего курса первая экзаменационная сессия прошла очень тяжело. Большая часть студентов на первом экзамене по высшей математике получили «неуд» — у преподавателя Тереховой В.А. Студенты между собой называли ее «Бабушка Терехова». Каждая группа в итоге «потеряла» 8-9 человек, после этой сессии. На первом курсе кроме общепринятых предметов — высшая математика, химия, физика и иностранный язык- студенты проходили обучение и в мастерских (на Цитаделис), т.е осваивали, изучали слесарное дело, работы на станках и основы газо- и электросварки.

Все студенты занимались спортом , для этого был в институте стадион и спортивный зал. Я занимался вольной борьбой и бегом на 200 метров. Учили нас замечательные тренеры, поэтому и показывал высокие результаты. Наш механический факультет занимал первые места на соревнованиях не только по институту, но и среди высших заведений Латвии, и на соревнованиях союзного уровня .

Кроме этого студенты успевали заниматься в различных кружках самодеятельности. Был хороший клуб, где каждые выходные проходили концерты и по воскресеньям — танцы.

Питались студенты в кафе «Аэлита» или в вечернее время — в железнодорожной столовой «Кайя».

Преподаватели , которые занимались с нами знали свои предметы на все 100 процентов и свои знания передавали нам. С большой любовью вспоминая своих преподавателей, это они сделали из «пацанов» высоких специалистов. Мы будем помнить их (пока сами живы): Ровинский В., Логачев Ю.С., Миртов Н.Н., Мортиков В.Д., Курносов С.А., Пугачев А., Калинин Н.Г., Владимиров Н., Кордонский Х.Б., Просвирин В.Н., Касторский В., Клячкин А.Д., Паллей З.С., Титов Ф.М., Тихонов Н., Могилевский Г.Д., Дорошко С., Тотиашвили Л.Г., Кравец А., Смирнов А.Г., Максай А.В., Будзинаускас М.П., Скрипка М.Л., Приклонский И.Р., Кроль А., Горелов Е., Домотенко Н., Кравец А., Корсаков Б.Е. и др.

После 1 курса многие студенты поехали по направлению комсомола в строительные отряды. Я и несколько студентов ездили в Даугавпилс на кирпичный завод , по направлению ВЭФ.

Учеба в институте — это изучение общих и многих специальных предметов , а так же были общие для высшего учебного заведения: история, обществоведение, иностранный язык.

На курсе студенты были разного материального достатка и поэтому после 2 курса многие подрабатывали на предприятиях города Рига. Я и еще 4 студента работали на РВЗ ( Рижском
вагоностроительном заводе).  Денежные переводы от родственников и родителей многие из нас получали на почте (располагалась она в соседнем здании от нашего общежития по улице Ломоносова 9).

На 3 курсе были уже специальные предметы по изучению авиационных двигателей, основы самолетостроения т.п. Была аэродромная практика при институте. Институт располагал большим количеством в натуральную величину экспонатов авиационной техники. Студенты проходили практическую подготовку на авиационных заводах. Так наша 7 группа была на Куйбышевском авиационном заводе (выпускающий в то время самолеты ТУ-134 , ТУ-154) и
на авиационном ремонтном заводе (АРЗ-404 ГА, ремонтирующий авиационные двигатели) в городе Свердловске (ремонт двигателей ТВ2-17, редукторов ВР-8).

Присягу военную (после 4 курса) мы принимали в действующих военных частях (наша 7 группа была направлена в город Зябровку, Гомельской области Белорусской ССР, где эксплуатировались дальние бомбардировщики ТУ-95, ТУ-22).

На преддипломную практику было распределение на эксплуатационные предприятия, (лично я проходил практику в городе Ош, Киргизской ССР на самолете ЯК-40).

Следует добавить, что на курсе велась и воспитательная работа через кураторов групп (у нас в 7-ой группе был Могилевский Г.Д., а в 8 группе — Смирнов А.Г.). В каждой группе избирался комсорг и староста группы (в нашей группе комсоргом был Рубченя Валера, а старостой — Белоусов Виктор). На курсе был и старший – Ежаков Руслан.

Благодаря кропотливой подготовке студентов преподавателями института по различным направлениям, касающихся эксплуатации авиационной техники, из стен института вышли высоко квалифицированные специалисты ВВС и ГА.

После защиты Дипломного проекта выпускники нашего факультета разъехались по различным авиационным предприятиям ГА и ВВС всего Советского союза (весной 1973 г.). Я лично «попал» в г. Архангельск во 2-ой Архангельский ОАО , где проработал на должностях – см. инженера, ст. инженера, вед. инженера, гл.инженера. Выйдя на пенсию, работал в Архангельском УГА. В настоящее время работаю преподавателем в Архангельском УТЦ (по вертолетам Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-26).

Обсуждение закрыто.