✈ Первый публичный полет русского самолета

В книге «Триумф и трагедия первого в истории российской авиации учебного заведения», одним из авторов которой является ваш покорный слуга, первому полету русского самолета уделено недостаточно внимания. Поэтому в данной заметке сделана попытка раскрыть это великое событие в истории российской авиации несколько подробнее. Информация была позаимствована из публикации в одной из социальных сетей.

5 июня (23 мая по старому стилю) 1910 года в Российской Империи, в Киеве, на Сырецком ипподроме, состоялся первый полет русского авиатора на аэроплане «Кудашев-1», построенном в России.

КудашевСоздателем и испытателем этого аппарата являлся князь Александр Сергеевич Кудашев. А.С. Кудашева на тот момент служил преподавателем на кафедре строительного искусства в Киевском политехническом институте Императора Александра II (КПИ). Также князь был известен своими работами в механической лаборатории института и научным трудом «К вопросу про сопротивление железобетонных брусьев».

Первые подтвержденные сведения о приобщении А.С. Кудашева к полетам относятся к февралю 1910 года. Тогда он находился во Франции и во время авиационной недели в Реймсе поднялся в воздух на самолете вместе с известным русским авиатором М.Н. Ефимовым. Вернувшись в Киев, Александр Сергеевич 1 марта того же года подал на имя директора КПИ заявление с просьбой разрешить соорудить возле химического корпуса временный деревянный сарай для постройки аэроплана собственной конструкции. 10 марта Правление института удовлетворило просьбу.

Во второй половине мая 1910 года А.С. Кудашев закончил работу над своим детищем. Первый самолет Кудашева представлял собой ферменный биплан с двигателем «Anzani» мощностью 35 л.с. и тянущим воздушным винтом. Кроме хвостового оперения, он имел передний руль высоты, что было весьма популярным в те годы решением. В целом аппарат являлся оригинальной конструкцией, и его автора никак нельзя упрекнуть в копировании западных образцов.

Кудашев А.С.23 мая (5 июня по новому стилю) 1910 года самолет был транспортирован от химического корпуса на Сырецкий ипподром. Именно здесь в присутствии большого количества репортеров киевских газет, а также многочисленных членов Киевского общества воздухоплавания, Александр Кудашев совершил первый полет на самолете собственной конструкции. Газета «Киевлянин» сообщала: «Вчера, 23 мая, на Сырецком ипподроме состоялся первый полет русского авиатора на аэроплане, построенном в России. Честь первого полета на русской летательной машине принадлежит инженеру князю А.С. Кудашеву…».

Стоит отметить, что сразу за самолетом А.С. Кудашева в воздух поднялось еще два самолета. Так 3 июня 1910 года в том же Киеве И.И. Сикорский выполняет полет на самолете «БиС-2», а 6 июня под Санкт-Петербургом, в Гатчине на биплане «Гаккель-III» конструкции Я.М. Гаккеля взлетает авиатор В.Ф. Булгаков. По своей продолжительности данные полеты мало чем отличались от достижения Кудашева. Исходя из этого, современные исследователи считают датой рождения русской авиации именно 23 мая 1910 года (5 июня по новому стилю).

А.С. Кудашевым впоследствии были изготовлены ещё три модификации первого самолета. Так «Кудашев-4» представлял собой развитие предыдущего самолета «Кудашев-3» . Двигатель — «Гном» в 50 л.с. Посадка летчика более высокая, кабан — двухстоечный, дуговое шасси выражено в более чистой форме. Крылья сменные: для скорости 60 и 80 км/ч, последние с меньшей кривизной и размахом. Обтяжка с обеих сторон прорезиненной материей. Самолет был построен в Риге на Русско-Балтийской вагонном заводе и испытан А.С. Кудашевым 2 апреля 1911 года и в последующие дни. Экспонировался на выставке в Петербурге, после чего на нем был совершен ряд неудачных полетов, после чего А.С. Кудашев перестал заниматься самолетостроением и вернулся к преподавательской деятельности в КПИ.

Человечество быстро оценило преимущества передвижения по воздуху и авиация стремительно стала завоёвывать мир, в том числе и в Российской империи. С этого времени в России начался бум авиации. Наиболее масштабно авиация стала развиваться в Петербурге, Москве, Киеве, Риге. Шло негласное соревнование между указанными городами: кто первым в стране создаст аэроплан с двигателем внутреннего сгорания. Первыми оказались киевляне.

Триумф и трагедияЕсли тема истории авиации вам интересна, то огромный пласт исторической информации раскрыт в книге Шестакова В., Зямзина А., Кулешова Н. «ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ ПЕРВОГО В ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ». Книга была выпущена к 100-летию Рижского Краснознамённого института инженеров Гражданской авиации (РКИИГА). Заказ книги можно оформить через страницу КОНТАКТЫ настоящего блога.

 


😀

Авиакомпания "Юнайтед Эйр" чуть было не уволила одного чересчур 
веселого стюарда, который после приземления самолета и подачи 
трапа не нашел ничего более умного, чем объявить в салоне по громкой связи: 
— ... По правилам нашей авиакомпании кто выходит последний — убирает самолет! 
Чем вызвал настоящую панику среди пассажиров...

 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.