✈ Военные годы ЛАТКУ ВВС КА

2020 год отмечен не только пандемией коронавируса, но и главным событием, которое будет отмечаться всей мировой общественностью, — 75-летним Юбилеем Победы СССР в Великой Отечественной войне. Чтобы победить фашизм, Советский Союз вынужден был пожертвовать жизнью 22 миллионов своих граждан. Огромный вклад в Победу внесла значительная часть населения страны, которая, находясь в тылу, каждый день своей жизни посвящали созданию материальных ресурсов для Победы. Здесь следует вспомнить Магнитогорский период жизни учебного заведения — Ленинградских Авиационно-Технических Курсов Усовершенствования  ВВС Красной Армии им. К.Ворошилова (ЛАТКУ), из которого впоследствии был создан Рижский Краснознаменный институт инженеров Гражданской авиации (РКИИ ГА).

Благодаря В.З.Шестакову, мне посчастливилось подержать в руках фотоальбом военного периода нашего учебного заведения. Чтобы прочувствовать ту неустроенность и ужасные условия, в которых находились преподавательский состав и курсанты курсов, их героизм и самоотверженность в настоящей заметке сделана попытка показать некоторую хронологию событий военных лет в жизни учебных курсов, используя материалы музейного фотоальбома. Даже в такой обстановке на фронт отправлялись подготовленные специалисты, которые свои знания использовали для ремонта и восстановления авиационной техники и этим приближали Победу. Автор будет счастлив, если вдруг кто-то узнает на представленных здесь фотографиях своих близких и знакомых.

С началом Великой Отечественной войны фронт стал быстро приближаться к Ленинграду и в целях разгрузки города Ленинградским Курсам было приказано эвакуироваться на Урал в город Магнитогорск. Начальником Курсов в марте 1941 года был назначен Е.С.Андреев. 2 августа 1941 года началась отправка эшелонов с имуществом, личным составом Курсов и семьями преподавательского и командного состава. Для эвакуации потребовалось девять эшелонов железнодорожного транспорта. Перебазирование было произведено вполне организованно — ни больных, ни отставших в пути не было. Курсы разместились в восьми километрах от Магнитогорска в заброшенном городке, построенном в 1931 году для размещения строителей 2-й плотины. Это были временные легкие дощатые и саманные бараки, которые находились в полуразрушенном состоянии. Но и этих построек не хватало для обеспечения хотя бы в минимальной степени нормальных условий для организации учебной работы и проживания постоянного состава и курсантов. Поэтому организация учебной работы на новом месте проходила в невероятно трудных и сложных условиях. Не смотря на это, 16 августа Курсы уже приступили к учебным занятиям.

Городок на 2-й плотине реки Урал, где разместились Ленинградские Курсы

Состояние зданий к приезду Курсов

Обвалившаяся штукатурка и обрушенные стены зданий

Необходимо было немедленно приступить к ремонту учебных зданий, зданий для начальствующего состава и к строительству учебных и жилых землянок. Специалистов строителей не было. Преподавательский, инструкторский и командный состав возглавили стройку. Закипела дружная работа, в которой участвовали все курсанты и преподаватели, организованные в бригады плотников и землекопов. Все помещения строились и ремонтировались своими силами. Одновременно проводились учебные занятия, зачастую под открытым небом.

Руководители стройки

Проектное бюро

Руководители строительства учебных землянок и ремонта учебных зданий

Руководители строительства жилых землянок

Организация питания курсантов при приезде на новое место

Столовая была мала и пришла в негодность. Питание было организовано под открытым небом.

Развернулся ремонт учебных зданий

Заниматься было негде, преподаватели и инструкторы в свободное от занятий время занимались ремонтом зданий. А пока, не теряя ни одного дня учебного времени, занятия проводились под открытым небом и под навесами.

Учебные здания после ремонта

Во вновь созданных лабораториях начались нормальные занятия. Здания, в которых разместились учебные лаборатории, не имели аудиторий. Перегородив помещение, преподавательский и инструкторский состав оборудовали хорошие лаборатории для занятий.

Жилые здания после ремонта

Ремонт зданий был произведён силами самих жильцов

Строительство дорог

Строительство учебного аэродрома

Земляные работы по рытью котлованов для землянок

Строительство учебных землянок

Учебных помещений не хватало и зимой в стужу началось строительство учебных землянок. Ночью в пургу и в мороз строительство не приостанавливалось. Надо было спешить.

Строительство землянок 2-ой очереди

Зима в разгаре. Помещений для жилья и для ожидаемого пополнения не хватало. Начали строить землянки 2-ой очереди.

Начались занятия в землянках

В землянке «Б» разместились цеха по ремонту деревянных и металлических конструкций и тросозаплётки технологического цикла.

Курсантская столовая

Строительство бани

Бани в городке не было, нужно было строить новую баню. Зимой в декабре 1941 года началось строительство бани.

Баня была построена, но мыла не хватало. Рационализаторы курсов разработали метод варки мыла и начали его варить, сначала под открытым небом, а затем в специально построенном из отходов лесоматериалов помещении.

Служебные здания

Отремонтировали ДКА. Привели в порядок пожарное депо и расширили столовую начсостава.

Строительство ремонтных мастерских

1942 год

Пережив зиму весной 1942 года, была благоустроена территория вокруг землянок, проложены дороги, посажены деревья, а сами землянки побелены. Городок землянок стал выглядеть более культурней и веселее. Закончив строительство зданий первой необходимости, Курсы приступили к строительству новых объектов.

Из книги В.Шестакова, А.Зямзина, Н.Кулешова «Триумф и трагедия первого в истории Российской авиации технического учебного заведения»:

Главное было сделано в эти трудные осенне-зимние месяцы, когда, несмотря на дождь, снег и морозы, весь коллектив Курсов своим упорным трудом создал необходимые условия дли успешной работы и учебы. В сентябре и в декабре Курсы произвели очередные выпуски авиамехаников и старших лаборантов по топливу, абсолютное большинство которых получило назначения в строевые авиационные части действующей армии. Курсы получали самолеты и моторы новейших типов как отечественного, так и иностранного производства. Однако вся эта материальная часть, как правило, прибывала с фронта разбитой. Благодаря энергии личного состава Курсов и особенно Эксплуатационного и Моторного Циклов, ее быстро восстанавливали и в самые короткие сроки вводили в строй. Были созданы новые лаборатории: лаборатория электротехники на Самолетном цикле, восемь новых лабораторий на Тактическом и Общеобразовательном циклах, три лаборатории по изучению конструкции самолетов. На Эксплуатационном цикле — четыре лаборатории.

Перебазирование Курсов не остановило работы по оказанию помощи фронту. Силами курсантов во время прохождения учебной практики в слесарном цехе было изготовлено более 5000 штук высококачественного инструмента для строевых авиачастей. Из числа непригодных для полетов самолетов были отремонтированы и полностью восстановлены пять боевых самолетов-истребителей и два бомбардировщика. Восстановленные самолеты были сданы в действующие авиачасти. Кроме того, составом Курсов из личных средств было внесено в фонд обороны более полутора миллионов рублей. В апреле 1944 года, в связи с приближавшимся двадцатипятилетним юбилеем Курсов, единодушным решением всего состава были собраны средства на постройку звена истребителей «Ворошиловец».

 

 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.