✈ 55 лет назад или начало моей Авиации!

Отгремели фанфары школьных выпускных балов, прошла эйфория свободы от школы и наступил момент, когда впервые надо было принимать самостоятельное решение, какой выбрать жизненный путь. Вариантов представлялось огромное количество: поступление в ВУЗ или техникум, устройство на работу, служба в Армии и т.д. А в голове ещё были живы воспоминания прощальных объятий и поцелуев с учителями, с одноклассниками, обсуждение планов на будущее. И сегодня, глядя на фотографию своего выпускного класса, сознаёшь, что напрасно мы тогда спешили расстаться с уютным гнездом любимой школы № 13. Какие мы здесь молодые, красивые, искренние, честные и родные!

Школа № 13. 10 "Б" класс. Июнь 1967 г.

Через два дня после выпускного бала я уже ехал на поезде в Алма-Ату, где меня обещала обеспечить жильём подруга моей матери, тётя Ира. В советское время август месяц, как правило, был месяцем вступительных экзаменов почти во все ВУЗы страны. Но я ехал раньше, чтобы иметь время подготовиться к вступительным экзаменам.  Город Алма-Ату выбрал, потому что хотел попытаться поступить в медицинский институт. Но, посмотрев список абитуриентов, я понял, что шансов у меня фактически нет. На лечебное отделение набирали 500 человек, а заявлений на начало июля было почти 1500. При этом 80% списка имели фамилии коренной нации. По своей наивности я тогда не знал, что это стоит ещё и денег. Поэтому, не долго думая, я поехал в Алматинский аэропорт, где в отделе кадров узнал адрес приемной комиссии Рижского института инженеров ГА. Об этом институте на школьном вечере встречи с выпускниками школы мне сообщил Агафонов Николай, который уже там учился на первом курсе Факультета автоматики и вычислительной техники. На следующий день я сдал в приемную комиссию необходимые документы и получил направление на прохождение медицинского обследования. Проверка здоровья была обязательна, т.к. выпускники института получали офицерское звание и потенциально должны быть готовы работать не только на земле, но и в воздухе на борту самолёта. Комиссию я прошёл и был допущен к вступительным экзаменам. Помимо самостоятельной подготовки надо было посещать консультации по сдаваемым предметам, которые проводились преподавателями института, входящими в состав приемной комиссии.

Фото из газеты «Инженер Аэрофлота» №№ 23-24 от 6 сентября 1967 г.

Фото из газеты «Инженер Аэрофлота» №№ 23-24 от 6 сентября 1967 г.

1-го августа 1967 года состоялся первый вступительный экзамен. Тогда для поступления в институт абитуриентам необходимо было сдавать пять экзаменов: математика письменная, математика устная, физика, химия, русский язык и литература (сочинение). Три первых предмета являлись профилирующими, по ним определялось количество набранных баллов и проводился конкурс. Экзамены проходили в Алматинской средней школе № 33, которая находилась почти в центре города на улице 8-е Марта. Возможно в настоящее время названия школы и улицы изменились. Первым экзаменом была письменная математика. Все абитуриенты, а их было около 200 человек, собрались с утра во дворе школы, а потом были распределены по классным комнатам школы. Волнение было огромное. Нас рассадили по два человека за партой, каждому выдали по чистому листу бумаги с логотипом «для экзамена» и после короткого инструктажа все начали работать. С заданием я справился легко, только меня постоянно отвлекал своими вопросами сосед по парте. Через два дня я узнал, что экзамен сдал и допущен для сдачи следующего экзамена. На математику устную пришло значительно меньше людей, возможно те, кто не пришёл в этот день, не справились со своим письменным заданием. Своего соседа по парте среди присутствующих я тоже не видел. На устной математике преподаватель, прежде чем слушать мой ответ по вопросам экзаменационного билета, дал мне чистый лист и предложил сесть за отдельный стол и повторить вывод тригонометрического уравнения, которое я делал на письменном экзамене. С заданием я справился довольно быстро. После того, как я ответил на вопросы билета, мне преподаватель задал дополнительный вопрос: «Как будет изменяться график показательной функции при изменении переменной?». Конечно, от волнения и в спешке нарисовал график наоборот, правда я тут же исправился, но это повлияло на итоговую оценку за экзамены по математике. В общем я набрал 8 баллов. Физику я сдал на отлично, потому что готовился по хорошему учебнику (Элементарный учебник физики. В 3 томах. Автор: Григорий Ландсберг). На последнем экзамене, которым было сочинение, нас никто почти не контролировал. А во второй половине часа в класс вошли члены приёмной комиссии и объявили, что 14 августа 1967 года вышло Постановление Президиума Верховного Совета СССР о сохранении Ордена Красного Знамени за Рижским институтом инженеров Гражданской авиации (РИИГА). После этого нам предложили заканчивать писать свои сочинения и при этом обратить особое внимание на грамотность, а полноту раскрытия темы нам могут простить.

После каждого экзамена по пути домой, а это было, как правило, после 12:00 часов дня, я проходил мимо киоска, куда в это время завозили товары. Я покупал 2 бутылочки по 0,3 л. кумыса и тут же их выпивал. Через полчаса после этого я был полон сил и готов к новым испытаниям. Так на себе я испытал целительные свойства казахского национального напитка.

Вот и закончились вступительные экзамены. С каждым поступившим абитуриентом члены приемной комиссии провели собеседование. Во время разговора со мной в связи с тем, что у меня был высокий бал, мне предложили учиться на факультете автоматики и вычислительной техники. Но самолеты и двигатели мне в то время казались более по душе, чем вычислительные системы. Я, конечно, отказался, хотя впоследствии моя производственная деятельность была непосредственно связана с компьютерами.

С направлением на учебу в РКИИГА я полный счастья вернулся в родной Лениногорск. Мне необходимо было получить характеристику в школе. По пути в школу я повстречался с директором Кузнецовой Полиной Терентьевной. Когда она узнала, что я поступил в институт и буду учиться в Риге, она произнесла, что она не может этому поверить, т.к. уровень подготовки учителей школы № 13 не достаточен, чтобы дать ученикам знания, позволяющие поступать в ВУЗы союзного значения. Она тепло и душевно поздравила меня с поступлением и предложила мне прийти в школу на следующий день для получения характеристики.

Проводы в Ригу были очень тёплыми. Мать пригласила много гостей, а сама постоянно вытирала слёзы счастья и гордости за своего сына.

Рига меня встретила солнечной погодой. Кое как я нашёл деканат Механического факультета, где мне выдали направление в общежитие. Ломоносова 9-172 — это адрес моего нового жилища, где мне предстояло не только жить, но и грызть гранит науки вместе с новыми друзьями. Здесь началось моё самостоятельное плавание по волнам студенческой жизни. Первыми попутчиками в этом непростом плавании стали три дорогих мне человека.

Экипаж Л-9-172

30 августа с.г. в ОК я получил вот такое сообщение:

Друзья, коллеги, ГВФ-ники и прочая и прочая и прочая! Завтра исполняется 55 лет с того знаменательного дня, когда мы впервые встретились и познакомились. Одних уж нет , а те далече… Поздравляю с этой датой, предлагаю отметить : кто рюмкой чая, кто добрым словом или воспоминаниями. «Над нами НЕБО, за нами РКИИ ГА и с нами весь ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ». Всех обнимаю, желаю здоровья и удачи
ТифичЪ

Спасибо Владимир и присоединяюсь!

Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария

  1. Специалист Риддерского историко-краеведческом музея Елена Путинцева

    Очень точные в деталях и искренние воспоминания, спасибо, Александр! Вы многих из нас окунули в ту счастливую пору выбора жизненного пути и атмосферу советской абитуры. Особую гордость вызывает судьба земляка, лениногорского парня, который по небу пронес любовь к родному алтайскому горняцкому городку, благодарность учителям и школе на окраине рядом с рудниками…

  2. Владимир Пржевальский

    Саша ты большой молодец, что описал свой экскурс в школьно-студенческие годы. Читается легко, интересно. Нет сложносочинённых и подчинённых предложений, которые я видел, читая ТУ или техописания на различные издели. Я словно сам окунулся в 1967 год. Спасибо тебе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.